Наши новости

Изобретения стремятся ближе к детям

Первые и двадцать первые
Команда биробиджанского «Кванториума» приняла участие в марафоне «Будущее с искусственным интеллектом доступно каждому», который проходил в рамках инициативы Intel «Skills for innovation» на базе Самарского педагогического университета.

Его цель – знакомство с искусственным интеллектом (ИИ) и возможностью его применения в работе. В марафоне участвовали педагоги, а также студенты педагогических вузов. «Intel» предоставил им наборы заданий, идей и способов их реализации. В их рамках можно использовать искусственный интеллект для обучения детей. Команда биробиджанского «Кванториума», которая называлась «Спырка», заняла 21-е место. Вроде далековато от первой тройки. Но притом, что всего было более 2 400 участников, в том числе из ближнего зарубежья, пробиться и в двадцатку было очень нелегко.

Андрей Вакула – педагог дополнительного образования детского технопарка «Кванториум» по направлению «Energy club». Он нам рассказал, какие задания организаторы техномарафона выдавали участникам каждый день. Была теоретическая и практическая часть – решали предложенные задачи и составляли свои. Предложенные пакеты чаще всего были ориентированы на математику. К примеру, математика… пандемии. Задача – убедительно показать, как распространяется болезнь по миру.

Команда из Биробиджана предложила идею синема-бота, или чат-бота с актёром. На афише фильма находится QR-код. С помощью дополненной реальности «визуализируется» чат-бот в облике актёра, играющего в фильме. Ему можно задать вопросы о картине или, к примеру, личной жизни актёра. Он будет отвечать на основании заданных вопросов. Организаторы также оценивали участников марафона.

Организаторы выдали участникам сертификаты и предложили их учебным заведениям стать площадками для реализации представленных на марафоне кейсов. Для этого не нужны специальные документы, если «Кванториум» решит обратиться к организаторам конкурса, они окажут ему необходимые консультации в реализации идей, подготовленных большой компанией.

Чистый воздух для дома
Однако «Кванториум» и сам может предложить хорошие идеи для их воплощения в жизнь. Одно из направлений его деятельности – проектная работа. Анна Мартыненко, воспитанница «Кванториума», занимающаяся по этому направлению, весной предложила на суд конкурса собственный рециркулятор воздуха. Он может самостоятельно включаться и выключаться, когда это необходимо. Идею оценило жюри, девушка заняла первое место в конкурсе! При этом она не одна занимается проектной деятельностью в биробиджанском «Кванториуме».

Как нам рассказал специалист по проектному направлению детского технопарка Алексей Карманов, они уделяют этому много внимания. Программа обучения делится на несколько блоков. Сначала идут вводный и базовый этапы, за ними следует проектный. К нему ребята должны подойти через два или три года обучения, но пока что «Кванториум» в Биробиджане работает только полтора года.

Из 400 ребят, обучающихся в нём, 250 готовится перейти к проектной деятельности, при этом её элементы вводят в образовательный процесс с самого начала. Они присутствуют в каждом занятии. Ребятам с первых уроков стараются показать, что они могут воплотить свои идеи в жизнь. Для этого рассказывают о том, как работали их предшественники. Также дети должны освоить оборудование «Кванториума» и научиться трудиться в коллективе. Это важно потому, что кто-то из них лучше генерирует идеи, а кто-то воплощает их в жизнь.

— Изобретательство – божья искорка, которую наставники должны пробудить в ребёнке. Иногда это получается, иногда – нет. Поэтому задача – не изобрести что-то принципиально новое, а усовершенствовать повседневные вещи, которые окружают детей в жизни, и пути к модернизации которых ребята видят. Так было и с рециркулятором, – рассказывает Алексей Геннадиевич.

По Марсу с ветерком
Дети должны понимать цель своей деятельности – для кого и в каких условиях будет работать изобретение. И осознавать реалии ЕАО. Ребят учат ясно ставить цели и задачи, учитывать целевую аудиторию и ресурсы. Это нужно, чтобы не удариться в бессмысленное фантазирование.

В то же время, мечты по-прежнему уносят детей и подростков к звёздам и далёким планетам.

В «Кванториуме» на стадии 50% готовности находится проект, предполагающий взаимодействие нескольких квантумов (подразделений или «составных частей» «Кванториума»). Вместе они наполняют модель марсианского каньона техникой, которая могла бы работать в нём.

Ребята пробуют создать ровер (марсоход), который сам будет проходить марсианскую трассу с тоннелем, энергетическую установку, марсианскую теплицу и другую технику.

Многие детские работы посвящены актуальным сейчас вопросам экологии. Ребята задумываются, как сделать жизнь человека на земле или за её пределами более комфортной и менее опасной для среды. Также в каньоне должна появиться VR-инсталляция с объёмным гидом, работающим через приложение на телефоне, и QR-коды. Над высокотехнологичной композицией воспитанники «Кванториума» будут работать постоянно, и мы будем надеяться, что эта тема получит своё развитие в Биробиджане.

Идеи рождаются из… баловства
По словам Алексея Карманова, хорошая идея для детского проекта нередко возникает из игры, баловства. Поэтому педагогу важно уловить и развить её. К примеру, дети скопировали старую советскую компьютерную игру «Волк ловит яйца» (её когда-то выпустили к Олимпиаде-80) и начали работать с ней веселья ради. Наставник, в свою очередь, развил тему – теперь вместо яйца выкатывается слово и нужно поймать к нему правильную букву. Благодаря такой геймификации, у ребёнка формируется функциональная грамотность. Игру можно развивать – усложнить, заложив в неё основы химии, физики, биологии. Наконец, дети могут адаптировать её для сверстников с ограниченными возможностями здоровья. Такая постановка задачи – уже не игрушка!

При этом, «Кванториумы» стараются разрабатывать проекты, которые были бы интересны административным органам и частным предпринимателям. У нас, к примеру, возникала идея создать VR-приложение для школьных учебников. В школах Биробиджана и особенно районов области есть проблема с наглядными пособиями. Порой это старые, потрёпанные жизнью плакаты. Благодаря приложению, можно было бы, к примеру, во всех подробностях разглядеть строение клетки в 3D, осмотреть её со всех сторон, увидеть, какие процессы в ней происходят. Предоставить такие приложения учебным заведениям области можно с минимальными затратами. Благодаря этому и дети бы почувствовали, что делают что-то настоящее.

Ещё один пример проекта, который мог бы оказаться востребован на практике – приложение для отслеживания автобусов. Эта проблема не решена в нашей области. Другое начинание «Кванториума» – создание VR-приложения для профориентации детей. Оно могло бы показать труд на предприятиях области, к примеру – рудниках, с разных сторон. Дать молодёжи возможность увидеть современное производство. Одна из проблем, с которыми сталкиваются «Кванториумы», — их не воспринимают серьёзно, считают просто «кружками». Так и у нас в области мало предпринимателей, готовых работать с биробиджанским «Кванториумом», но в этом году его посетили представители департамента экономики. Их идея сотрудничества заинтересовала, и они готовы помогать детскому технопарку налаживать сотрудничество с предприятиями.